понедельник, 22 октября 2012 г.

Про приколы на выборах.


Неделю с небольшим назад мы с Женей и Марьяшей ходили голосовать, как раз, когда дочке исполнился ровно месяц. Выборы проходили в моей школе, поэтому я была рада заодно повидаться с учителями. Все очень умилялись Манюше, висящей в слинге на папе. А я вспомнила, как побывала год назад на выборах в госдуму наблюдателем. Я даже писала небольшую заметку про это в «Газете Недели». Не знаю, решусь ли описать здесь весь этот бредовый день голосования (это требует отдельного целого поста), но могу рассказать вам, как нас готовили в наблюдатели.
Вот, например, в саратовских вузах каждый год студентов принуждают проголосовать за определенного кандидата. Один мой друг, студент эконома, попал в такую ситуацию.  Декан его факультета сообщил через старост всех групп, что учащимся в принудительном порядке нужно взять открепительные удостоверения (такая бумаженция, которая позволяет голосовать не на своем участке). Тех, кто проигнорировал это заявление, в том числе и этого человека, вызвали к декану для личного общения. По словам декана, это оказалось просьбой, а не принуждением, якобы он-то всегда идет студентам навстречу.  Студентам нужно было в ленинском районе поставить галочку за определенного кандидата. «Это было бы желательно»,- уточнил руководитель. Декан попросил об услуге всех, кроме студентов из области, потому что им довольно проблематично взять открепительные. Кстати, мой знакомый говорил, что собирался голосовать «Против всех».
Перед тем, как стать наблюдателем, я сходила на небольшой мастер-класс, где рассказывали об уловках, которые помогают подтасовывать голоса. Вот что мне там рассказали. Например, существует махинация с бюджетниками (не только студентами, но и учителями, врачами, работниками социальной сферы), которая называется «петля» или «карусель». Ее суть такова: первый студент приходит на выборы утром. С документами у него все в порядке. Он берет бланк для голосования и идет в кабинку. Там бюджетник прячет этот листок, а в урну бросает постороннюю бумажку. После бланк доставляется к «разливочной машине», которая припаркована неподалеку. В бюллетене ставят галочку напротив нужного кандидата и отправляют следующего человека, который должен опустить заполненный бланк в урну и принести чистый к машине. И так далее. На мастер-классе сказали, что не призывают бюджетников сопротивляться «просьбам» начальников и деканов, так как все понимают, что деваться им в подобной ситуации некуда. Но они могут поставить еще одну галочку или «подписать слово из трех букв, в конце концов». Если в бюллетене более одной отметки, он считается недействительным.

Что только не придумают, чтобы подстроить результаты выборов. Кладут заполненные бланки до начала голосования и запечатывают урны. Для тех, кто голосует на дому (больные, пенсионеры), подбирают прозрачные урны, чтобы знать, сколько людей выберет нужного кандидата, и если число станет критически маленьким, то начинают действовать. Например, «вспоминают», что нельзя использовать прозрачную урну, и все содержимое аннулируется. Такой же эффект получается, если печать на урне оказывается поврежденной.
Еще нам рассказали, что раньше хоть фальсифицировали красиво, а сейчас все стало «тупо». После подсчета голосов и заполнения протоколов, документы нужно отвезти в вышестоящую избирательную комиссию, и результаты просто переписывают, подделывая подписи, причем не слишком заботясь о сходстве с оригиналом. Делается это буквально на ходу – в машинах, туалетах, на подоконниках и без какого-либо стеснения. Когда в прошлый раз мошенничество раскрыли, все представители комиссии дали одинаковые объяснения: «Много часов работы, устал, болела голова, случилось помутнение сознания, вот и перепутал цифры».
Работа наблюдателя опасна и трудна. Нас сразу предупредили не принимать угощение, перекусывать только своей едой, пить только принесенную из дома воду, нигде ничего не оставлять, чтобы не подсыпали снотворного. Надо быть готовым к отключению света и эвакуации, которые случаются по городу не один раз в день голосования. В первом случае надо метнуться к урне и прикрыть отверстие для бюллетеней рукой (предварительно договорившись, кто из наблюдателей к какой бежит), во втором – прикрыть урну грудью и никуда без нее не уходить, иначе дальнейшее наблюдение будет просто бессмысленным. За 15 минут до окончания голосования не стоит не только покидать помещение, но и подходить к выходу, а то вытолкнут в суете, потом дверь перед носом закроют и вернуться до конца подсчета голосов будет невозможно.  Так-то, детки. И на мастер-классе, кстати, не соврали. В избирательном участке я своими глазами увидела подобные вещи и была в шоке, конечно. 

2 комментария: